Адаптация - это привыкание организма к новой обстановке. Для ребёнка раннего возраста детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и отношениями. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учебному заведению нередко проходит с осложнениями. Эта проблема стоит настолько остро, что необходимость создания системы работы в этом направлении очевидна.

Ответственность за воспитание ребёнка несет семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

Работа с семьёй - важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы чёткие взаимодействия и преемственность между детским садом и семьёй. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие .

Актуальность данной работы обуславливается двумя факторами: с одной стороны отмечаются неблагоприятные тенденции к ухудшению состояния здоровья детей, с другой стороны существует необходимость совершенствования подходов к взаимодействию дошкольного учебного заведения и семьи, поиска форм эффективного сотрудничества педагогов и родителей при адаптации ребёнка раннего возраста к новым жизненным условиям .

Учёными установлено, что, многие дети раннего возраста переживают эмоциональный стресс, связанный с разлукой с матерью со всеми его отрицательными последствиями: возникают расстройства в функциональном состоянии организма, сопровождающиеся отчётливым изменением эмоционально поведенческих реакции и другими клиническими проявлениями; отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма; социальные контакты и речевая активность уменьшается вплоть до их исчезновения; дети теряют часть приобретённых ранее навыков; резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна; отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития; соматические изменения проявляются в потере массы веса, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса; у часто болеющих детей с пограничными состояниями проявляются расстройства в виде энуреза расстройства стула, обострения кожных высыпаний .

Врачи считают, что степень выраженности указанных отклонений зависит от состояния здоровья ребёнка и его индивидуальных особенностей. Появился даже термин «адаптационной болезни». Кроме того, результаты научных исследований свидетельствуют о том, что характер адаптации ребёнка раннего возраста к детскому саду является прогностическим тестом для характеристики динамики его состояния здоровья и адаптации к школе.

В раннем возрасте адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Чёткая, профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, педагога-психолога и медиков, благополучный микроклимат в дошкольном заведении, взаимодействие с родителями - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Объединив свои усилия, родители и педагоги обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, и тогда можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменение в жизни ребёнка - ему на благо.

Чёткая организация адаптационного периода педагогом- психологом и профессиональная готовность воспитателей к приему малышей, позволяет создать условия для привыкания детей к детскому саду и пройдёт максимально легко.

Взрослые должны организовать жизнь ребёнка так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками .

 

 

Педагог-психолог    К.А. Минич